Мовавика Видео
Планы в кино
Что такое план в кино и видеороликах? Это отношение расстояния камеры к объекту, который снимают. И важно научиться правильно с ними обращаться, чтобы сделать ваши видео живыми. Ведь именно ракурсы и смена кадров задают темп и настроение истории.
Если в течение всего ролика давать план только одной крупности, у зрителя будет создаваться ощущение статичной картинки, сколько бы событий при этом ни происходило на экране. Виды планов в кино могут быть полностью экстраполированными на любительскую видеосъемку или на ролики в видеоблогах: крупность планов – это инструмент, имеющий вполне конкретные задачи, и нет причин, по которым блогерам не следует их использовать.
Действительно, эту науку стоит освоить и взять на вооружение. Прокрутите в памяти любой отрывок фильма, который вам нравится, или ролик с того же «Ютуба», который вызывает у вас эмоции. Скорее всего, окажется, что планы там меняются, причем не один раз и не два. Или, по крайней мере, камера то приближается, то отдаляется, создавая хотя бы небольшую, но смену плана.
Классификация крупности планов
Видов планов в кино – более двадцати, но базовых – шесть. Это так называемая классификация по Кулешову.
Лев Владимирович Кулешов – первый человек в киноиндустрии, жестко систематизировавший крупность планов. Его учебно-методические пособия даже сейчас, спустя многие десятки лет, очень востребованы благодаря своей наглядности и вошли в число основ киноязыка. Возьмем же и мы за основу его рекомендации.
Итак, крупность планов по Кулешову:
«Деталь», фокус на отдельном небольшом предмете или части лица – глазу и брови.
Крупный – портретный формат, над головой – только небольшой зазор, под ней – верх плеч. План хорош для эмоционального вовлечения зрителя, позволяет создать эффект диалога, ведущегося лично с ним.
Средний погрудный – по пояс.
Средний план – берет ведущего в кадр чуть выше колен.
Общий план: ведущий виден в полный рост, над и под ним – лишь небольшая часть пространства.
Дальний план: ведущий является частью общей картины, не крупнее 1/7 от высоты кадра.
Чередуя эти при монтаже, вы можете добиваться определенных эффектов. О том, как снимать крупный план, – ниже.
Самое главное: смена кадров должна быть комфортной для зрителя
Причем в этом случае понятие комфортности имеет совершенно четкие критерии. Глаза и восприятие должны перестраиваться между картинками без вопросов «Что сейчас произошло?» и «Какое действие отражает этот калейдоскоп?».
И тут не работает принцип, по которому мы видели бы картинку в реальной жизни: сначала издалека, а потом все ближе и ближе, если бы приближались к ней. Но такой монтаж слишком бросается в глаза и только заостряет внимание на самом факте смены кадра, скорее, мешая составить представление о происходящем.
Комфортный монтаж по крупности кадра
Хорошо! Тогда, может быть, лучший способ презентации – дать общий план и следом крупный? В таком случае зритель сначала увидит героя (ведущего) и окружающую его обстановку, сможет понять, какое место ведущий занимает там, где будет происходить действие, и сразу после этого крупным планом лицо. Знакомство состоялось, очень хорошо!
А максимально гармоничный для зрителя стык – через один шаг по приведенной выше градации, причем в любую сторону. Идеально – если при этом чуточку изменится ракурс, зрителю будет комфортнее воспринять такую склейку.
Расширенная классификация: другие интересные планы
Как уже было сказано, используются и другие планы в кино, например: очень крупный (крупнее портретного), позволяющий рассмотреть мелкие детали, суперкрупный – в кадре только лицо, очень дальний – персонаж едва различим в кадре. Есть еще второй средний, первый средний (от талии), средний крупный и т. д.
Выделяют в отдельные планы и различные приемы совмещения, такие как реакционный план: событие и реакция в следующем кадре, обратный угловой – тот же объект в 180° от предыдущего кадра, двойной – в кадре два ключевых объекта или субъекта, «точка зрения» – взгляд «из глаз» героя, и другие.
Расположение камеры при съемке
Также есть классификация не по отношению к объекту, а по расположению камеры в пространстве. И в ней тоже полезно будет разобраться, потому что лучшие кадры киносъёмки всегда несут эмоциональный заряд, а он в немалой степени зависит от того, из какого ракурса зритель видит объект.
Так, камера на уровне глаз не оказывает никакого специфического воздействия на зрителя. Субъект, снятый с высокого угла, выглядит слабым или же испуганным. И наоборот, объект или субъект, снятый снизу, кажется величественным, героическим. «Сломанный» горизонт передает тревожность, сложное психологическое состояние. Съемка, сделанная над плечом одного из участников сцены так, чтобы оно попадало в кадр, фокусирует внимание зрителя на происходящем и полнее вовлекает его в сюжет.
Смешанные планы
Достигаются уже в процессе монтажа с использованием полупрофессиональных и профессиональных видеоредакторов, но являются ничуть не менее полноценным инструментом воздействия на зрителя. В числе самых интересных, которые стоит взять на вооружение первыми:
cut-in-врезка – общий план + крупный план важного объекта, который находится на общем;
cutaway-врезка – общий план + нечто, чего нет на этом плане.
Как видим, планы обличаются друг от друга не только по условному делению пространства и масштабу показанного в кадре, но и по настроению, по смыслу, по взгляду на происходящее и, в конечном итоге, по мысли, которую автор видео желал бы донести до зрителя.
И успешность этой сверхзадачи складывается из двух вещей: обдуманной постановки камеры и грамотного монтажа отснятого материала.
В дополнение к знаниям о планах в кино, предлагаю посмотреть видео с канала Мовави Влог о видах перспективы.
Монтируем легко и красиво с программой Мовавика Видео
Все, что требуется для обработки отснятого видео начинающим и профессиональным монтажерам, содержится в Мовавика Видео. Есть две версии – для Windows и Mac.
Она умеет обрабатывать ранее отснятое видео, удалять лишние фрагменты, записывать ролики с веб-камеры, а также звук с микрофона.
К услугам пользователей – редактор с широчайшими возможностями: всевозможные фильтры, надписи, фоны и титры, рамки, эффекты. Можно добавлять собственную озвучку. Есть опция монтажа панорамного вида, создания слайд-шоу и много другого. Монтировать ролики легко, даже если вы никогда прежде этого не делали.
Другие полезные инструкции
Как стать режиссёром кино
Программы для видеомонтажа на Android и iPhone
Как снять фантастическое travel-видео
Топ-10 лучших видеоплееров для Android и iOS в 2024 году
Как загрузить музыку в ВК с любого устройства
Как сделать глитч эффект на видео
Топ-11 бесплатных онлайн-интро мейкеров | Интро для канала YouTube
Как заменить задний фон на видео | Лучшие программы для хромакея
Как сделать видео в рамке
Топ программ для монтажа видео для начинающих | Простые видеоредакторы
Остались вопросы?
Подпишитесь на наши выгодные предложения и советы!
На нашу рассылку подписалось уже более 1,5 млн. пользователей