Композиция фото. Секреты удачного кадра
Мовавика Фото
Нейросетевая реставрация фотографий
Эффективный инструмент удаления объектов и фона
Автоматическое улучшение фото в один клик
Простой интерфейс с подсказками
Композиция кадра – это составление единого целого из отдельных частей соответственно сюжетной идее. Цель такого построения – создать, учитывая основы композиции, гармоничное, завершенное изображение, которое заинтересует зрителя, не оставит его равнодушным.
Основная задача композиции – создать сюжет и донести его смысл до зрителя. Результат зависит от местоположения основных единиц, от правильности построения, цветовых и фактурных характеристик, освещения, ракурсов, геометрических условий и других факторов. Вывод: нет такого единственного правила композиции, которое обеспечит успех фото, так как все взаимосвязано, уравновешено, и подход обязательно должен быть творческим.
найти что-то необычное, интересное;
грамотно создать кадр – расставить все элементы в нужные в данной композиции места;
дождаться той ситуации, когда будет создана связь между всеми участниками сюжета. Если композиция построена правильно, то получаем уже художественную фотосъемку.
Композиция фото формируется так, чтоб в нем обозначить важнейшую часть. Это достигается определенным расположением в снимке основного объекта и правильным использованием заднего плана, высоты установки аппарата, фокуса, и т.д. Фотограф добивается просмотра зрителями в первую очередь главного героя композиции.
Композиция состоит одной главной и нескольких второстепенных частей. Главную необходимо выделить, чтобы была понятна Ваша идея. Это можно сделать различными способами:
размерами – показать ее, как самую крупную часть сюжета (подробнее – в разделе «Масштабность плана»);
создавая нечеткий, размытый фон;
игрой цвета – выделить главное более яркими тонами;
с помощью различного освещения – фон более темный, основной объект более светлый;
уникальностью – главное должно резко отличаться от других частей композиции;
и, конечно же, – убрать из кадра все лишнее, что мешает зрительскому восприятию сюжетной идеи.
Существует 4 вида.
Общий план – охвачен большой фрагмент территории. Лица получаются мелкими, детали не видны.
Средний план – окружающие лица или предметы – важная часть сюжета, у центрального объекта видны детали.
Крупный план – здесь главный объект можно отлично рассмотреть, окружение отсутствует.
Сверхкрупный план – фокусируется на детали, выразительно характеризующей основную идею (например, на глазах, губах).
Это основное правило для получения интересных, динамичных снимков. Кадр условно разделяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на 9 частей. Зрительные центры находятся в точках пересечения. С этих позиций обычно зрители начинают знакомиться с фото. В этих точках, а также на самих линиях, рекомендуется располагать главный объект фото. В итоге получается более привлекательный, гармоничный кадр, как на этом фото – песочный вихревой столб располагается по левой вертикальной линии.
Для начинающих фотографов это правило может показаться ненужным. Главный объект они помещают в центр кадра, и фото получаются менее интересными и динамичными. Чтобы убедиться в важности этого правила, можно провести эксперимент: сделать два фото – один и тот же снимок, но в двух вариантах: с расположением главного героя по центру композиции и то же фото - но уже располагая героя в рекомендуемых точках. Вы визуально увидите, как по восприятию будут различаться эти кадры.
На примере выше видно, что левая вертикальная линия проходит по центру лица – фотография смотрится гармонично.
Похожее по смыслу правило – «золотое сечение».
Соотношение длины сторон здесь такое: сторона В равна 0,618 от стороны А. Если упростить, то кадр делится на 8 частей по горизонтали и вертикали. Здесь точки расположены на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев. Фотографии с соблюдением этих правил смотрятся легко и интересно.
Симметрия – наиболее легкий способ создания равновесия в композиции. В природе она наблюдается, например, в кадрах с зеркальным отображением, как на фото выше. Такие композиции вызывают ощущения стабильности, покоя, надежности. Однако полной симметрии в природе нет. Например лицо человека в фас, фигура человека не абсолютно симметричны. Стремиться к абсолютной симметрии в кадре не стоит. Даже в природе нет ничего идеального.
Для выделения главной детали она должна находиться в диапазоне резкости, а фон и другие детали размыты. Создается ощущение глубины композиции. При этом совершенно не имеет значения, на первом или на втором плане находится ключевая фигура.
Создавая композицию, необходимо оставить достаточно места между главной составляющей сюжета и краем кадра.
Такие объекты хорошо смотрятся – их удобнее рассматривать, не отвлекаясь на второстепенные детали, что придает сюжету динамичности.
У объектов в кадре существует так называемый зрительный, или визуальный, вес. Это означает, что у каждого объекта есть своя «нагрузка», и её нужно учитывать, чтобы сбалансировать их в кадре. Для этого существуют разные приемы:
с помощью жестов – если модель делает движение правой рукой, то уравновешиваем подобным движением левой рукой или ногой;
с помощью предметов – в другую половину помещают предмет – противовес. Пример – на изображении выше;
даже взглядом можно уравновешивать, предоставляя ему свободное место: для злого, яростного взгляда нужно намного больше места, чем для спокойного;
цвета по-разному весят: яркие тяжелее, чем темные.
Если удачно сбалансировать вес объектов на фото, оно будет гармоничным, законченным.
Паттерн – это множество повторяющихся фрагментов. При построении композиции, применяя это правило, можно получить интересные эффекты. С текстурой работают светом – играют тенями – результаты получают иногда неожиданно удивительные.
Линии бывают разнообразные – прямые, изогнутые, диагональные, линии электропроводов, дорог, горизонта. Направление линий имеет разный эмоциональный окрас: горизонтальные линии более спокойные, чем вертикальные, линии, проходящие по диагонали слева-снизу - несут напряжение, а противоположные им - умиротворенные. Также это могут быть выстроенные в ряд предметы. Изображения с диагональными линиями смотрятся динамичнее, чем с горизонтальными.
Постарайтесь убрать лишние нагромождения, чтобы лучше строить фон для основного объекта в кадре. Когда изображение открыто, легко его рассматривать.
Считается, что глазами легче воспринимается именно нечетное число предметов, а при четном зритель не может определиться, на каком остановиться. Но это правило можно и нарушить, например если моделей только две.
Это геометрически похожие фигуры, цвета, линии, лавочки в сквере, шпалы на рельсах, фонари вдоль дороги. Достаточное количество их – 3, если больше, то ритмичность более активно влияет на зрительское восприятие. Прерывание ритма происходит при изменении цвета, размера, местоположения и др.
Выбирают с расчетом основной идеи композиции: от портрета до большой группы людей; или с учетом фона: море или березовая роща; с высоты птичьего полета или от земли, на уровне глаз.
Существует множество моментов, когда можно из окружающих предметов создать рамку. В этом вам помогут объекты, которые служат рамками в жизни: оконные рамы, уличные пролеты, пространство между колоннами, зимние пейзажи, где деревья, их ветки сгибаются под тяжестью снега дугой, и множество предметов, которые можно найти в окружении.
Всегда можно для реализации Ваших идей поработать по правилам и с нарушением правил, но, чтобы нарушать, предварительно рекомендуется их изучить, ведь художественная фотосьемка – это не только удача и талант, но и знание правил. Каждый фотограф стремится делать не просто художественные снимки, а с изюминкой. Может, у Вас получится мировой шедевр.
Мовавика Фото
*Пробная версия Мовавика Фото имеет следующие ограничения: сохранение до 10 изображений, водяной знак на сохраненных фото, запрет на снятие скриншотов при работе в программе.
Другие полезные инструкции
Размеры фотографий для печати
Программы для рисования на ПК
Настройки баланса белого
Как отбелить зубы на фотографии | Мовавика Фото
Топ-13 облачных хранилищ данных
Как сделать портретное фото | Правила портретной съемки
Виды объективов | Какой объектив выбрать
Как создать мем онлайн | Лучшие генераторы мемов
Как осветлить фото без потери качества |【Простой способ】
Виды объективов | Какой объектив выбрать
Остались вопросы?
Подпишитесь на наши выгодные предложения и советы!
На нашу рассылку подписалось уже более 1,5 млн. пользователей